Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
21 мая 2018
312

Вариант № 2 «Сценария № 2» развития России: «Усиление военно-силового противоборства» в 2025–2050 годы

Main maxresdefault

 

Войну – как и любой другой конфликт – ведут
и выигрывают благодаря стратегическому
искусству[1]

Р. Грин,
военный теоретик

 

Этот, более конкретный, даже частный, вариант «Сценария № 2» предполагает, что по времени нарастание военно-силового противоборства с Россией будет затягиваться, превращаясь в некую стратегию «удушения» России после 2025 года в том случае, если её политическая элита не капитулирует до этого времени и не примет условия Запада, т.е. перестанет быть «ревизионистской». При этом характерная для последнего десятилетия инерционность социально-экономического развития сохранится. На мой взгляд, после 2025 года развитие этого сценария для России не представляется слишком вероятным по следующим причинам:

– Во-первых, характерная для 2011–2018 годов стагнация в развитии России, в случае её сохранения до 2025 года, неизбежно приведет к катастрофическим социально-экономическим последствиям. Кризис может продолжаться несколько лет, но когда он затягивается на десятилетия, он неизбежно выливается в социальные потрясения – ни общество, ни правящая элита не могут существовать даже в самом авторитарном режиме управления долго.

– Во-вторых, ухудшение МО и ВПО не может быть слишком долгим, растянутым. Если за 2014–2018 годы против России было предпринято более 200 враждебных действий (санкций, акций, ограничений и пр.),  то , даже допуская инерцию до 2025 года, трудно предположить, что такая политика «силового принуждения» сможет сохраниться. Она неизбежно должна будет трансформироваться в ту, либо иную сторону[2].

Поэтому, разрабатывая стратегию национальной безопасности России после 2025 года, следует иметь ввиду, что она не может быть в будущем инерционной, по аналогии с периодом 2011–2018 годов, – для этого у неё просто не останется возможностей. Она, вероятнее всего, будет еще более подвержена внешнему силовому давлению, чем до 2018 года, которое может продлиться, может быть, до 2025 года, но потом неизбежно перейдет в вооруженную фазу. Важно помнить при этом, что возможность и вероятность победы в будущей неизбежной войне во многом предопределены современным состоянием военного искусства, прежде всего, военной стратегии в стране.

Важно уже сейчас признать, что этот вариант означает фактическую войну, ведущуюся нашей страной с Западом пока что преимущественно невоенными средствами, но без официального объявления войны и непосредственного участия ВС США и НАТО. При этом также  вероятно, что в 2025–50 годы в политике США и их коалиции усилятся именно невоенные силовые средства[3], а также стремление США использовать своих союзников и партнеров в тяжелой и длительной войне на нескольких ТВД. Планируя социально-экономическое развитие и безопасность России на стратегическую перспективу в условиях враждебной ВПО, необходимо учитывать, что, как и в Первую, и во Вторую Мировые войны, США будут максимально стремиться ограничить:

– вовлеченность собственной материковой территории в военные действия попытками перенесения их на удаленные ТВД – в восточную Европу, Среднюю Азию и на территорию АТР;

– ограничить участие собственных сухопутных сил, используя ВВС и ВМС в качестве основных средств ведения боевых действий;

– максимально использовать свои военно-технологические преимущества, в особенности в новейших областях ВВСТ;

– массово использовать социально-политические технологии, дестабилизирующие внутриполитическую обстановку в России.

В настоящее время уже не раз озвучивались подобные сценарии со стороны США, связанные прежде всего с попытками обвинить Россию «во вмешательство в выборы в США, означающее фактическую войну», «публикацию секретных документов» и т.п.

Это означает, как минимум, что подобный вариант Сценария будет  всегда использоваться Западом, когда будет необходимо усилить негативную внешнюю обстановку для России.

Таким образом, рассматривая подобный вариант сценария, необходимо исходить из того, что вероятность его реализации после 2025 года представляется не высокой потому, что к тому времени он себя очевидно изживет: либо правящая элита избавится от стагнации, либо общество избавится от правящей элиты. Сохранение и даже ухудшение ВПО в этих условиях неизбежно, что будет в еще большей степени осложнять развитие России, делая его по сути дела постоянно кризисным.

 

 

 

[1] Грин Р. 33 стратегии войны. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – С. 31.

[2] Подберёзкин А.И Современная военная политика России. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – Т. 2.

[3] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован