02 февраля 2000
2772

Пять языков `Гостиного двора`

В июне в Оренбурге состоялся II Международный театральный фестиваль "Гостиный двор".

Русский, татарский, башкирский и белорусский стали его "официальными" языками. Был еще и пятый, понятный всем, - язык современного театра.

Лето для театров традиционно являлось сезоном гастролей. Когда они практически прекратились, театры стало затягивать ряской. Инстинкт самосохранения подсказал выход: фестивальное общение. В Оренбурге инициативу проявила местная организация Союза театральных деятелей России и подвела под нее определенную концепцию. Пограничный Оренбург, часть которого расположена в Европе, часть - в Азии, позволит увидеть взаимопроникновение и взаимовлияние театральных культур Запада и Востока.

- Оренбург - единственный русский город в России, где стало реальностью языковое многоголосье театрального фестиваля, где спектакли, звучащие на башкирском, татарском, русском языках, смогли найти своего зрителя, не требуя перевода, - говорит художественный руководитель фестиваля "Гостиный двор" Рафкат Исрафилов, народный артист России.

Несмотря на свою молодость, оренбургский театральный фестиваль не стремится взрывать каскадом революционных экспериментов провинциальное театральное пространство. Хотя и не чурается новых дерзких идей. Нагрянувшая в Оренбург прямо из Парижа "Свадебка", прописанная в екатеринбургском театре "Провинциальные танцы", тому доказательство: "первый культовый спектакль в новом российском танце". Эпатажный "Вишневый сад" Валерия Ахадова борется с хрестоматийностью не на жизнь, а на смерть.

"Гостиный двор" собирает даже не театры - спектакли, уже зарекомендовавшие себя, отмеченные критикой, увенчанные премиями.

Исключением стали две сценические работы, еще не успевшие нигде поучаствовать и что-нибудь получить. "Генрих IV" в постановке Ульяновского драматического театра и "Рыжий насмешник и его черноволосая красавица" Татарского академического театра имени Г. Камала получили приглашение в афишу благодаря тому обеспечению, которое дает состоявшаяся режиссерская репутация в данном случае Юрия Копылова и Фарита Бикчентаева.

Получилось нечаянно, но впечатляюще: два этих спектакля обрамляли фестиваль и как бы очертили его диапазон. Первый с его философской вязкостью, традиционным распределением ролей представил классический тип театра. Веселая свобода в обращении с традициями разного рода -как национального бытия, так и с собственно театральными - сделала второй состоявшимся обещанием нового театра.

Оренбургский драматический театр в Пушкинский день фестиваля (был такой!) представил работу своего художественного руководителя Рифката Исрафилова - сценическую версию "Капитанской дочки", подготовленную в прошлом году. На главную роль в постановке выдвинулся... знаменитый пушкинский буран. Природную стихию автор театрального действа соединил в одну метафорическую круговерть с другой стихией - народным волнением. До "Гостиного двора" спектакль побывал уже на трех театральных смотринах. В Москве на фестивале "Пушкинская сцена" "Капитанской дочке" аплодировали 23 (!) минуты.

У организаторов фестиваля есть намерение сделать "Гостиный двор" престижным, заметным среди прочих театральных форумов страны и прежде всего постоянным. (Первый "Гостиный двор" состоялся аж шесть лет назад, нынешний - второй.) С творческой частью задачи - составлением интересной афиши, "сватаньем" коллективов - справляться научились. Но вот "помочь художнику материально" по-прежнему не всегда получается. Оренбургская областная администрация собирается внести в местное законодательное распоряжение решение о проведении фестиваля "раз в три года". Дало соответствующее обещание Министерство культуры России с интригующим условием: "смотря какую оценку дает фестивалю публика".

Театры одиннадцати городов из двух стран и двух республик пожаловали на оренбургский "Гостиный двор" и показали 23 спектакля. Пять из них были сыграны повторно - по зрительским просьбам. Почти 12 тысяч оренбуржцев стали зрителями фестиваля за каких-то восемь дней. Соответствует ли это высокой зрительской оценке по министерскому мнению, станет ясно через три года.


www.expert.ru

Татьяна Текутьева, автор "Эксперт Урал"

02.02.2000
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован